Гражданское общество против коррупции - главная страница
 
 
 
 
<< Октябрь 2008 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вc
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Библиотека

20-12-2004

Предварительные замечания к законопроекту «О праве граждан собираться мирно, без оружия…»

17 декабря 2004 г.


Общепринятое мнение правозащитников всегда было в пользу большей свободы проведения мирных собраний. В нашей стране с 1991 года митинги, пикеты и другие уличные собрания проводились достаточно часто, и они никогда не приводили каким-либо заметным нарушениям общественного порядка, не говоря об угрозе жизни или угрозе правам других лиц. Кроме того, по нашему опыту мы знаем, что детальная регламентация нашего конституционного права на мирные собрания может привести к ограничению и серьезным нарушениям этого права. Все необходимые гарантии даны конституцией, а ограничения – в Гражданском и Уголовном кодексах. В 2002 году общественный порядок в Аксы был нарушен не гражданами, а органами правопорядка, о чем сообщила стране государственная комиссия по расследованию.


Права граждан на мирные собрания закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах, (МПГПП статья 20)., МПГПП ратифицированный нашей страной, тре6ует предоставления гражданам права на мирные собрания только с теми минимальными ограничениями, которые давно приняты международным сообществом в качестве необходимых, а именно: митинги, демонстрации, уличные шествия пикеты не должны, как правило:


блокировать движение общественного транспорта: - нарушить общественный порядок на улицах:


блокировать доступ персонала к важным объектам жизнеобеспечения и городской инфраструктуры:


призвать к насильственным действиям, сопряженным с опасностью для жизни здоровья граждан.


Если вышеперечисленных угроз не существует, то органы правопорядка не вправе препятствовать осуществлению одного из главных гражданских прав. Любое ограничение прав и свобод в демократическом обществе должно быть увязано с одной из целей применяемого закона и должно быть строго соразмерно предназначению этого закона.


Законопроект вводит фактически разрешительный (и даже запретительный характер публичных мероприятий, а не уведомительный характер организаций таких мероприятий, согласующийся Конституцией КР (статья 1б) - и с МПГПП (статья 21, 22). Такая позиция входит в противоречие с вышеназванными документами. С данной точки зрения не имеет смысла говорить о сроках предъявления заявления. Кыргызская Республика, подписав международные пакты и конвенции по правам человека, приняла на себя обязательства не ограничивать без необходимости право граждан на мирные собрания, которое должно обеспечиваться уведомительным порядком. Разрешительный порядок демонстраций с множества ограничений присущ закрытым тоталитарным обществам., где власть не доверяет своим гражданам, а то и боится их.


Во время первых в истории слушаний правительственного отчета Киргизии по МПГПП 12 июля 2000 года Комитет по правам человека ООН выразил крайнее удивление по поводу права местной администрации, например, изменить место проведения публичного мероприятия. Эксперты ООН даже экстраполировали такую ситуацию на Женеву: например, было решено провести демонстрацию в знак протеста против бездействия ООН по Югославии, а мэрия Женевы не разрешает провести ее перед стенами ООН, а разрешает провести в близлежащих Альпийских горах. Но это немыслимо в цивилизационном мире мотивированности принятия решения об отказе или об изменении; даже «позволение» обжаловать такое решение администрации, не спасает положение. А если вы не согласны, то тогда только в суд за обжалованием? Где весомые ограничения произвола местной власти? Хотелось бы еще раз напомнить, что ограничения могут быть лишь в соответствии с нормами международного права. Хотелось бы напомнить что немотивированные, абсурдные, нелогичные запреты, если бы им следовала прогрессивная общественность других стран и в другие исторические периоды сделали бы невозможной борьбу против фашизма, расизма, апартеида колониализма, геноцида, массовых нарушений прав человека, так во всем мире люди собираются у зданий правительств, парламента прежде всего. Мирные демонстрации позволяли предотвращать недемократическое развитие событий.


Вспомним хоты бы акцию «Живое кольцо» в ночь с 20 на 21 августа 1991 года в Москве. Тогда народ защищал законную власть своей страны.


При пристальном рассмотрении данного законопроекта приходишь к выводу, что принятие такого закона не будет способствовать ни привлечению инвестиций, ни оказанию нам экономической помощи, так Кыргызская Республика автоматически попадает в разряд нарушителей прав и основных свобод человека.



Бюро по правам человека

и соблюдению законности



Создание и поддержка:
Дизайн студия New
Кыргызстан, 720001, г. Бишкек,
ул. Киевская, 107, к. 510
Тел: +996 (312) 61-11-92,
Факс: +996 (312) 61-04-10
Веб-проект "Anticorruption.kg" создается при поддержке Фонда "Сорос-Кыргызстан"