«Международная тюремная реформа» проводит масштабную работу по искоренению насилия в отношении детей в странах Центральной Азии.
В Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане реализуется комплексный проект «Международной тюремной реформы» (PRI) по искоренению насилия в отношении детей, находящихся в закрытых учреждениях. О предпосылках этой работе, планах проекта и ожидаемых результатах рассказали менеджер проекта Азамат Шамбилов и координатор проекта в Кыргызстане Ольга Коржова.
Для проекта были выбраны эти страны, так как у них есть сходство в уголовном законодательстве, имеют почти одинаковые условия содержания детей, также схожи сроки и условия наказания. Планируется тесная работа с госорганами для обсуждения результатов мониторинга и проекта в целом.
По словам Азамата Шамбилова, целью проекта является искоренение насилия в отношении детей, находящихся в местах лишения свободы и закрытых учреждениях трех стран. Проект предусматривает: внедрение раздельного содержания детей от взрослых, а также мальчиков от девочек в местах лишения свободы и искоренение одиночного заключения.

Продолжительность проекта составит три года, в Кыргызстане проект реализует ОО «Молодежная правозащитная группа» (МПГ), в Казахстане – НПО «Кредо», в Таджикистане – Центр по правам ребенка. Также в каждой стране партнерами выступают офисы омбудсменов, с которыми заключен меморандум о сотрудничестве. Проект финансируется Европейской Комиссией.
Для достижения указанных целей предусматриваются следующие компоненты проекта:
Во-первых, это внесение изменений в законодательство, а именно введение различных механизмов защиты детей от насилия. Предусматривается законодательное исключение одиночного заключения. В Казахстане Международная тюремная реформа активно работает с парламентом, участвует в рабочих группах по разработке уголовно-исполнительного законодательства, в результате они добились полного исключения одиночного заключения для несовершеннолетних.

Что касается законодательства Кыргызстана, Ольга Коржова рассказала, что в настоящее время часть таких механизмов уже включена в законодательство страны, в частности, в Кодекс о детях, «но, к сожалению, они не работают на практике». К примеру, механизм обязательного уведомления: каждый специалист, который сталкивается с насилием в отношении ребенка, должен сообщить об этом в соответствующие органы, но на деле этого нет. Кроме этого, нигде не прописан механизм подачи жалоб детьми, как обязательный, поэтому факты насилия в отношении детей остаются не выявленными.
Проект также предусматривает внедрение механизмов эффективного расследования выявленных случаев насилия. В законодательстве Кыргызстана есть часть норм, направленных на это, но они не представляют единой системы, т.к. закреплены в разных законах и кодексах. Поэтому планируется разработать единую систему, направленную на защиту ребенка, и добиться работы этих механизмов на практике.
Ольга Коржова: — В Кыргызстане практикуется одиночное заключение несовершеннолетних. К примеру, в СИЗО ребенка могут поместить в ШИЗО (штрафной изолятор) или ДИЗО (дисциплинарный изолятор). Это очень тесные камеры, переключатель света находится снаружи, ребенок не может самостоятельно включать или выключать свет, а персонал может это контролировать по своему усмотрению; узкие окошки и решетки, и все эти условия создают изоляцию для детей.
Это считается жестоким обращением, а иногда и пыткой, потому что у детей есть специфические потребности в развитии, в отличие от взрослых. В подобных же условиях дети упускают многое в своем развитии, даже за короткий период, и этот опыт является для них очень травматичным.
Ольга Коржова пояснила, что по проекту будут запущены сервисные службы: юридическая служба и реабилитационная программа. По ее словам, уже полгода МПГ работает с пилотной реабилитационной программой в одном из закрытых учреждений для несовершеннолетних мальчиков, и через полгода будет окончательно готова пилотная программа реабилитации, которую они представят государственным органам и специалистам в этой области.
По словам Азамата Шамбилова, по проекту планируется создать при офисах омбудсмена детскую горячую линию (help-line) для детей, которые находятся в закрытых учреждениях. Таким образом, на практике заработает механизм подачи жалоб ребенком. Ребенок сможет бесплатно позвонить оператору, получить консультацию, в случае необходимости оператор создаст группу быстрого реагирования и направит жалобу в соответственные органы. Кроткий номер будет работать во всех регионах Кыргызстана. Правда, по словам Ольги Коржовой, принимать звонки будут только от детей в закрытых учреждениях, т.к. степень выявляемости фактов насилия в отношении детей, находящихся на свободе выше, чем в закрытых учреждениях.
Проект предусматривает мониторинг закрытых детских учреждений, как механизм постоянного общественного контроля. В этом отношении планируется сотрудничество с аппаратом омбудсмена и Национальным Центром против пыток.
Ольга Коржова добавила, что будет разработан инструмент для специалистов, работающих с детьми, позволяющий выявить детей, пострадавших от насилия. Сейчас же у специалистов нет таких инструментов. Он будет выпущен в виде публикации, которая будет презентована как ресурсное пособие для ОПСД (Отдел по поддержке семьи и детей – прим. авт.), специалистов, детских врачей, психологов и соцработников.
По словам Азамата Шамбилова, планируется также проводить анкетирование детей с целью выявления насилия в различных учреждениях. В результате будет создана общая картина ситуации с насилием в трех странах. Также будет проведено обучение сотрудников и психологов, работающих в закрытых учреждениях трех стран.
На вопрос «Голоса свободы», различаются ли компоненты проекта по трем странам, Азамат Шамбилов ответил, что «проект имеет идентичный характер в трех странах, но в Кыргызстане он будет особенным».
«…Здесь есть элемент «горячей линии» для детей. В других же странах данного элемента не будет. Мы апробируем данный компонент в Кыргызстане, т.к. офис омбудсмена Кыргызстана достаточно активно работает именно по правам детей. В других странах данный компонент будет реализоваться по опыту Кыргызстана. Это в своем роде единственный и первый проект, имеющий характер горячей линии для детей, находящихся в местах лишения свободы или закрытых учреждениях», — сказал Шамбилов.
Он отметил, что согласно исследованию ООН 2012 года, дети, находящиеся в местах лишения свободы, подвергаются насилию в два раза больше, чем дети, находящиеся на свободе, в семье.
«По последним статистическим данным, около 30 тысяч детей в Центральной Азии находятся в закрытых учреждениях, и определенная часть этих детей подвергается насилию, поэтому мы планируем совместно с государственными органами и гражданским сектором работать над искоренением насилия в отношении таких детей, — резюмировал Азамат Шамбилов.
Асем Мурзалиева, Голос Свободы, Бишкек
Адрес статьи: http://vof.kg/?p=14039