Обращение участников Общественных слушаний по защите прав женщин на доступ к земле, г. Чолпон-Ата

Общественные слушания по защите прав женщин на доступ к земле

Президенту Кыргызской Республики АлмазбекуАтамбаеву
Премьер-министру  Кыргызской Республики Омурбеку Бабанову
Депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Главам местных органов власти
Активистам гражданского сектора

Мы, участники общественных слушаний «Защита прав женщин на доступ к земле», сеть партнеров Правозащитного Центра «Граждане против коррупции», активисты гражданского сектора, руководители органов местного самоуправления Иссык-Кульской области, депутаты местных кенешей Иссык-Кульской области, представители НПО и СМИ, рассмотрев 28 марта 2012 года проблемы реализации женщинами прав на землю и степени доступности женщин к государственным и муниципальным земельным ресурсам, а также вопросы определения уровня правовой культуры при совершении сделок с земельными участками и недвижимым имуществом, изучив и обсудив правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение права собственности и наследования на землю, совершение сделок с земельными участками и доступ к использованию государственных и муниципальных земель, выявив имеющиеся противоречия и пробелы в законодательстве, которые создают условия для нарушения гендерного равенства, в целях содействия по обеспечению гендерного равенства через защиту и продвижение прав женщин на доступ к земле и природным ресурсам и во исполнение требований ратифицированных международных договоров и Конституции Кыргызской Республики

Обращаемся с рекомендациями

Законодательным органам внести изменения и дополнения во все нормативные акты, имеющие нарушения гендерного равенства и привести их в соответствие с конституционными нормами, нормами международного права и национальное законодательство:

1. С целью защиты имущественных прав, при нотариальном удостоверении брачного договора законодательно закрепить, что в случаях выявления противоречий в условиях брачного договора, нотариус обязан, то есть должен отказать в удостоверении такого договора/ соглашения. В пункте 2 статьи 44 СК КР слова «вправе отказать» заменить словом «отказывает».

2. В пункт 1 статьи 223 ГК КР, который гласит что «Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности государства. Признаются частная, муниципальная и государственная собственность», привести в соответствие со статьей 12 Конституции КР добавить слова «иных форм собственности», которые уже возникают на практике, например, жааматы и НПО имеют право приобретать в собственность имущество, в том числе и недвижимость для реализации своей миссии.

3. Включить требования государственной регистрации прав на недвижимость в МРО ДКРПНИ в соответствующие статьи Семейного кодекса для обеспечения государственной защиты имущественных прав и интересов супругов со стороны ДКРПНИ.

4. В статье 6 Закона КР «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отредактировать положение, чтобы права супругов, детей и других иждивенцев, установленные законодательством Кыргызской Республики, считаются действительными, если даже эти права не были самостоятельно зарегистрированы в местном регистрационном органе, то они должны обеспечиваться государственной защитой, со стороны самого МРО ДКРПНИ. C этой целью в правоудостоверяющий документ МРО в обязательном порядке должны быть внесены данные супруги и детей собственника, так как их право собственности считаются действительными, независимо зарегистрированы они самостоятельно или нет. Это позволит при совершении сделок с недвижимостью и имущественных спорах защитить их права.

5. Предоставить возможности крестьянскому хозяйству, согласно статье 1 Закона КР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», функционировать в качестве индивидуального предпринимателя определенной семье или иной социальной группе концептуально не совсем верно, поскольку статус индивидуального предпринимателя подразумевает индивидуальную ответственность и права. Поэтому на практике большинство мужчин возглавляют крестьянские хозяйства, а также используют и распоряжаются собственностью семьи, без учета интересов женской половины. В статье 1 Закона КР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», четко расписать формы хозяйственной деятельности крестьянских хозяйств, с учетом состава их членов.
6. Разработать специальный закон и/или Положение, где утверждены формы Правоудостоверяющих документов на такие объекты недвижимости как дом, квартира и здание с учетом фиксирования прав третьих лиц.

7. Разработать специальный закон и/или Инструкцию/положение, где детально должны быть указаны уполномоченные органы, процедуры согласования между соответствующими госорганами, расписаны процедуры выдела земельных долей, их оформления и критерии делимости/неделимости, а также минимально допустимых размеров земельного участка/доли.

8. Внести в новые Правила государственной регистрации прав и обременений (ограничений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2011 года N 49 обязательство и формат оформления «неделимости земельного участка» в документе.
9. В статьях 35 и 40 СК КР четко обозначить условия по которым супруг(а) не имеют право претендовать на свою долю при разделе их общего имущества.

10. Статью 13 Закона КР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следует дополнить нормой: «Во время выдела земель крестьянского хозяйства земельного участка размер земельной доли и/или участка сельскохозяйственного назначения не может быть меньше среднехозяйственного размера земельной доли, установленного в соответствующей сельской управе (айыл окмоту) на момент проведения земельно-аграрной реформы.

11. С целью защиты прав на наследование женщин — трудовых мигрантов, местонахождение которых не известно, девушек — выпускниц детских домов и интернатов, сирот которые не поддерживают связь с родственниками или не имеют их, необходимо статью 55 Закона Кыргызской Республики «О нотариате» и Инструкцию «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Кыргызской Республики» привести в соответствие со статьей 1160 ГК КР, где закреплена обязанность нотариуса о принятии необходимых мер к установлению местонахождения и призванию к наследованию наследников, местожительство которых не известно. В Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Кыргызской Республики» предусмотреть четкий механизм, указывающий действия нотариусов по установлению местонахождения наследников, местонахождение которых не известно и призвание их к наследству.

12. Проводить обязательную гендерную экспертизу нормативных актов при разработке и принятии нормативных актов и при внесении изменений и дополнений в существующие нормативные акты.

13. Четко прописать нормы, определяющие механизмы и инструменты реализации гендерной политики в сфере обеспечения прав женщин на землю.

14. Разработать и принять законы, а также подзаконные акты, которые обеспечивают выполнение гендерного права, и предусмотреть механизмы их выполнения.

15. Гражданскому обществу проявить большую активность в вопросах обсуждения законопроектов с целью лоббирования интересов женщин, как на местах, так и на республиканском уровне.

16. Местным органам власти проводить расширенные информационно-рекламные компании по обязательности документального оформления прав на землю.

17. Руководителям ОМСУ и МРО ДКРПНИ давать огласке случаи правонарушений и злоупотреблений по земельному законодательству, а также принять меры по предотвращению нарушений земельного права.

18. Неправительственным организациям, специализирующимся на правовом обучении населения подготовить сеть консультантов для проведения расширенных информационно-рекламных кампаний на местах.

19. Правительству Кыргызской Республики включить спецкурс по правам на землю в учебные программы профессиональных лицеев, которые готовят фермеров и механизаторов сельского хозяйства.

20. Провести тренинги для преподавателей и учителей сельских школ по правам женщин на землю.

21. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики усилить надзор за исполнением требований Закона Кыргызской Республики «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»

22. Внести изменения в Закон «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» предоставить городским жителям право быть собственниками земель сельскохозяйственного назначения с согласования органов местного самоуправления и местного сообщества.

Участники общественных слушаний г. Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Кыргызстана.

28.03.2012 года

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*