С большой надеждой на восстановление справедливости

Азимжан Аскаров в колонии №47 в Бишкеке. 2013 год

Сын осужденного пожизненно правозащитника Азимжана Аскарова обращается в Комитет ООН по правам человека и другие международные организации.

Сын правозащитника Шерзодбек Аскаров просит «обязать власти КР провести независимый пересмотр всех уголовных дел, возбужденных по фактам июньских событий 2010 г., по итогам которых были вынесены обвинительные приговоры», включая и дело Азимжана Аскарова. Об этом говорится в Открытом обращении в адрес Комитета ООН и других международных организаций, поступившем в редакцию по электронной почте.

Ниже приводим полный текст документа с незначительной корректурой «Голоса свободы».

Комитет ООН по правам человека

Конгресс США

Европейский Союз

ОБСЕ

Международный Валютный Фонд

Региональные и международные организации

Открытое обращение

от Аскарова Шерзодбека, сына пожизненно лишенного свободы

Аскарова Азимжана

Статья 41 п.2 Конституции КР гласит:

Каждый человек имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания вышеуказанными органами прав и свобод человека КР принимает меры по их восстановлению или возмещению вреда.

Мой отец, Аскаров Азимжан, осужден в трех инстанциях суда на пожизненное лишение свободы по сфабрикованному сотрудниками Базар-Коргонской районной милиции по обвинению в убийстве сотрудника милиции во время июньских событий 2010 г. В свою очередь мой отец не смог доказать свою невиновность.

По 24 ст. Конституции КР, «ни кто не может быть задержан более чем на 48 часов без судебного постановления».

Мой отец был задержан во время исполнения своего служебного и профессионального долга сотрудниками милиции и доставлен в РОВД Базар-Коргонского района 15 июня 2010 г. около 11 часов дня. С этого момента связь с ним прервалась. В тот же день в региональных и международных СМИ появились сообщения о задержании Азимжана Аскарова. Но прокуратура документально оформила задержание 16 июня 2010 г. Протокол о задержании с указанием места, мотива и основания задержания отцу не был предъявлен. При требовании отца предоставить ему адвоката, заместитель прокурора Торожанова Ж. заявила, что в отношении его не будут действовать правовые нормы, а они действовать будут по неписаным законам.

Для получения признательных показаний от моего отца его подвергали жестоким пыткам (есть фотодокументы следов жестокого избиения). Но даже под пытками отец не дал признательных показаний. И несмотря ни на что, с нарушением процессуальных норм, было сфабриковано дело по обвинению моего отца в убийстве милиционера, и на основании чего мой отец получил пожизненное заключение.

В уголовном деле есть справка о проведении судебно-медицинской экспертизы моего отца. В ней указано, что на его теле не были обнаружены следов избиений. Но никакой экспертизы не проводилось. И только по настоятельному требованию адвоката моего отца была проведена судебно-медицинская экспертиза.

22 июня 2010 г. адвокат отца Токтакунов Нурбек предъявил заместителю прокурора Базар-Коргонского района Торожановой Ж. ордер-поручение об осуществлении защиты моего отца и попросил обеспечить возможность беспрепятственно наедине проводить консультации.

Право общаться со своим защитником наедине гарантировано пунктом 9 ч.1 ст.42 УПК КР. Однако, Торожанова Ж. отказала адвокату в такой встрече. Так же ему было отказано в получении копий протоколов, в частности: протокола обыска в доме моего отца, протоколов очных ставок, протокола следственных действий и др., мотивируя тем, что право знакомиться с материалами дела не дает право получать копии материалов. Эти действия квалифицируются по ст. 304 и ст. 305 «Превышение и злоупотребление должностными полномочиями», а также использование пыток. Адвокат Токтакунов неоднократно указывал в суде на эти обстоятельства, но никто из должностных лиц не понес ответственность за свои действия.

Не секрет, что некоторые свидетели давали показания против отца под моральным воздействием. Со слов Мамадалиевой Муниры, зам. начальника РОВД Осконбаев Азизбек и следователи Рыспек и Акыл угрожали ей, что если она не даст показания против Аскарова А., то ее сын окажется на скамье подсудимых вместе с ним.

Азимжан Аскаров в колонии №47 в Бишкеке. 2013 год

После опубликования в интернете фотографий моего отца со следами пыток, его трижды навещали высокопоставленные чиновники и убеждали его воздержаться от огласки применения пыток по отношению к нему. В обмен на это ему обещали освобождение из-под стражи и небольшой штраф.

В июле 2013 г. поднимался вопрос о проведении допроса с использованием детектора лжи. Со слов сотрудника Генеральной прокуратуры Ким Виталия Сергеевича, результаты процедуры не повлияют на вынесенный приговор. Это можно расценить как то, что мой отец даже будучи невиновным, все равно будет находиться в заключении. Если Генеральная прокуратура не в состоянии изменить приговор, то, как мой отец может восстановить свои конституционные и процессуальные права?

Мои отец и мать готовы публично пройти процедуру допроса на детекторе лжи, поклясться на Коране, перед Богом и всем народом Кыргызстана в том, что мой отец Азимжан Аскаров невиновен и непричастен к инциденту с убийством милиционера, и уголовное дело против него сфабриковано сотрудниками милиции.

Под давлением международного сообщества была создана специальная комиссия по рассмотрению дела. Итогом ее работы стал отказ от рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Если данное уголовное дело прочитать лицам даже без юридического образования, видно, что оно составлено с нарушением всех правовых норм.

В Конституции КР есть ст. 20 п.5 ч.7, о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей. Но в действительности государство не соблюдает эти нормы.

В 2004 г. в РОВД Базар-Коргонского района после задержания был жестоко избит юрист Мойдунов Т., 35 лет. От полученных травм он скончался в течение 30 мин. Все три инстанции суда оправдали четырех сотрудников милиции, убивших Мойдунова Т. Комитет ООН в 2010 г. вынес решение о том, что эти сотрудники милиции виновны в смерти Мойдунова Т. и просил правительство КР привлечь к уголовной ответственности виновных и возместить ущерб семье погибшего. По истечении трех лет эти лица продолжают работать в органах милиции и поднимаются вверх по карьерной лестнице.

В РОВД Базар-Коргонского района было зафиксировано семь смертельных случаев и не по одному из них не заведено уголовного дела против сотрудников милиции. Это свидетельствует о том, что Конституция в КР не имеет своей юридической силы и действия, не является гарантом защиты прав граждан КР.

Из-за беззакония и несоблюдения прав человека в КР на свободе безнаказанно находятся реальные виновники трагических событий июня 2010 года.

В заключении я прошу: Комитет ООН, Конгресс США, Европейский Союз, ОБСЕ, Международный Валютный Фонд, региональные и международные организации, обязать власти КР справедливо и объективно расследовать события июня 2010 г. и их последствия.

Обязать власти КР провести независимый пересмотр всех уголовных дел, возбужденных по фактам июньских событий 2010 г., по итогам которых были вынесены обвинительные приговоры. Включая и дело моего отца Аскарова Азимжана.

В трагических событиях июня 2010г. только в Базар-Коргонском районе было убито 23 мирных жителя, более 50 человек получили огнестрельные ранения, более 200 домов сожжены дотла… Все эти факты не могут остаться без должной правовой оценки.

Прошло уже три года с трагических событий. Я прошу Вашего содействия в восстановлении справедливости. Я благодарен всем, кто принимает участие и борется за судьбу моего отца.

С большой надеждой на восстановление справедливости,

Шерзодбек Аскаров,
сын осужденного на пожизненное лишение свободы Азимжана Аскарова.

 

Голос свободы, Бишкек
Источник: http://vof.kg/?p=12088

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*