Генпрокурор А.Салянова: Успешная борьба с коррупцией возможна, когда все работают единой командой (интервью)

Бишкек (АКИpress) — В связи с последними событиями, в частности, с решениями судов об изменении меры пресечения бывшему мэру столицы Нариману Тюлееву и бывшему министру социального развития Равшану Сабирову редакция АКИpress попросила генерального прокурора Аиду Салянову прокомментировать складывающуюся сейчас ситуацию в борьбе с коррупцией.

- Аида Женишбековна, как вы оцениваете судебные решения об изменении меры пресечения обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений с содержания под стражей на домашний арест?

- Оценивать судебные решения, равно как и говорить о мотивах, которыми руководствуются суды, вынося их, я не могу. Скажу лишь, что борьба с коррупцией будет успешной только в случае слаженной работы государственных органов. Каждый госорган на своем уровне принятия решения должен поддерживать объявленную в стране борьбу с коррупцией. Генеральная прокуратура со своей стороны использует все инструменты для того, чтобы неотвратимость наказания в конечном итоге несмотря ни на что была обеспечена. К примеру, в случае с Равшаном Сабировым мы обжаловали решение суда об изменении меры пресечения.

- Считаете, что экс-министр социального развития будет, находясь на свободе, оказывать влияние на ход следствия?

- Генеральная прокуратура так считала, когда ходатайствовала об аресте Равшана Сабирова после его задержания, и наше мнение об этом не изменилось.

- Один общественный активист публично рассказал о том, что судьи Верховного суда республики якобы получили в качестве взятки 450 тысяч долларов долларов за изменение меры пресечения Нариману Тюлееву. Как должна Генеральная прокуратура отреагировать на это заявление?

- Я видела информацию, о которой вы говорите, на сайте одного из информагентств. Mы обязательно проверим его данные о взятке.

- Адвокаты Наримана Тюлеева говорят о нарушениях закона — Верховный суд изменил ему меру пресечения, а его не отпустили…

- В отношении Наримана Тюлеева, который, напомню, обвиняется в коррупции, Верховный суд действительно изменил меру пресечения с содержания под стражей в СИЗО ГКНБ на домашний арест. Суд, так сказать, пошел навстречу депутатам парламента, поручившимся за бывшего мэра столицы. Но к этому моменту в Генпрокуратуре закончилось расследование других эпизодов деятельности Тюлеева на посту главы муниципалитета и я как генпрокурор возбудила новое уголовное дело, касающееся закупки мусороуборочной техники и незаконной приватизации здания бывшего детского сада в Бишкеке. Речь вновь идет о коррупции, об особо тяжкой статье Уголовного кодекса. Поэтому Нариман Тюлеев и не был освобожден из СИЗО.

- Вы сказали о мусороуборочной технике и незаконной приватизации недвижимости. А что насчет выделения земельных участков родственнице Тюлеева?

- По этому поводу была информация из Министерства внутренних дел, но конкретного процессуального решения, насколько мне известно, не принято. По крайней мере, к нам никакие материалы не поступали. Что касается закупки 16 мусороуборочных машин, то, согласно промежуточному акту Счетной палаты, там было завышение на сумму более чем 400 тысяч долларов. А по факту незаконной приватизации здания детсада уголовное дело возбуждалось еще в 2010 году, но Тюлеев как обвиняемый тогда в нем не фигурировал. Сегодня мы получили новые данные и смогли возбудить уголовное дело уже в отношении бывшего мэра.

- Это чистое совпадение, когда новое уголовное дело возбудили именно в день решения Верховного суда? Не повторится история, если Верховный суд вновь изменит меру пресечения и по этим уголовным делам?

- Генеральная прокуратура в любом случае предъявила бы новые обвинения Н.Тюлееву. Просто по времени это произошло, когда ему изменили меру пресечения. По поводу будущего… Сегодня есть то, что есть, будут новые факты – будут новые расследования.

- Какие еще есть уголовные дела на высокопоставленных лиц?

- Не так давно было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра транспорта КР, ныне депутата парламента Нурлана Сулайманова. Сейчас он находится в отъезде, лечится в Германии. Обещал вернуться.

- Сдержит слово?

- Если добровольного возвращения не будет, будет стоять вопрос о принудительном.

- Объясните, пожалуйста, почему Нурлану Сулайманову инкриминируют злоупотребление служебным положением в бытность его министром? Он был чиновником, его обвиняют в нанесении многомиллионного ущерба государству. Тюлеева ведь за то же самое привлекли, но по коррупционной статье.

- Статья, по которой возбуждено уголовное дело в отношении Н.Сулайманова, тоже относится к числу статей коррупционной направленности. Но для того, чтобы возбудить уголовное дело по статье «Коррупция», нужно установить противоправную устойчивую связь должностного лица с иными лицами в целях получения материальных и иных благ. В случае с Сулаймановым пока такой признак не установлен. Тем не менее, уголовное дело возбуждено по особо тяжкой статье, что, кстати, также не потребует получения согласия на привлечение к ответственности депутата в Жогорку Кенеше.

- У нас стало слишком много высокопоставленных беглецов. Вы заявляли о том, что наша республика рассчитывает заключить специальное соглашение с Великобританией об экстрадиции в Кыргызстан сына Курманбека Бакиева Максима, обвиняемого в финансовых махинациях…

- Конкретных продвижений по этому вопросу пока нет. Заключать или не заключать такой меморандум решает Великобритания. Когда это произойдет, мне, увы, неизвестно. Знаю лишь то, что сама процедура даже при положительном раскладе занимает длительное время.

- На днях вашего супруга обвинили в получении взятки, которую он якобы передал вам за содействие в прекращении уголовного дела. Рассказал об этом заключенный СИЗО №1 Абдулла Юсупов, который обвиняет депутатов «Ата Мекен» в мародерстве…

- Я видела эту запись. Мой супруг уже выступил с опровержением. Никаких денег ему за оказание каких-либо услуг никто не передавал. И добавить к его словам мне нечего. Разве только то, что А.Юсупов, помимо тех преступлений, за которые он заключен под стражу, в 2010 году был осужден на 8 лет лишения свободы с испытательным сроком на 3 года за многочисленные факты мошенничества в 2008, 2009 годах.

- Как Вы думаете, насколько является правомерной инициатива депутатов фракции «Республика» о посещении и опрашивании заключенных в стенах СИЗО?

- Сейчас спецпрокуратура проводит проверку, по итогам которой будет дана соответствующая правовая оценка. СИЗО — это режимный объект, это не драмтеатр и не место для политики. Правительство должно принять жесткие меры по недопущению подобного впредь.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*