Краткий анализ проекта новой редакции закона “О недрах” (2012 г.)

Законопроект "О недрах"

Правозащитным центром “Граждане против коррупции”(ПЦ ГПК) осуществлен краткий анализ проекта новой редакции закона Кыргызской Республики “О недрах”.

На основе краткого анализа следует отметить следующие положительные аспекты проекта закона:

- В отличие от ранее представленной Справки–обоснования на 2-х страницах, вновь представленная Справка-обоснование составлена добротно, и отражают почти все принципиальные положения проекта закона, в том числе и возможные последствия(коррупционные, социально-экономические, правозащитные, экологические).

- Административные методы государственного регулирования в сфере недропользования заменяются экономическими методами.

- Разграничение раздельного лицензирования в зависимости от целей и задач недропользования(поиск, разведка, разработка).

- Расширение полномочий органов местной государственной администрации и местного самоуправления по пресечению самовольной добычи полезных ископаемых, контроле ликвидации и консервации горного имущества, используемого при разработке месторождения, а также рекультивации земельных участков и лицензионных объектов, и что немаловажно, участие в работе комиссий по проведению конкурсов и аукционов на лицензионные объекты.

- введение механизма учета интересов местного сообщества инвестором при пользовании недрами.

- Введение института новых земельных правоотношений, как “Земли под недропользование”

- В целях устранения коррупционных правоотношений введение принципа “единого окна”, предусматривающего отвод земельного участка одновременно с выдачей прав пользования недрами на разработку.

- Установление законодательного механизма о порядке передачи лицензии третьим лицам.

- Создание фонда рекультивации земельного участка, предусматривающего ежемесячное отчисление средств и их аккумулирование на счетах лицензиата в Банках Кыргызской Республики.

- Обязательная и безусловная гарантия обеспечения защиты и охраны окружающей среды, включая и рекультивацию земель.

- Установление взаимной ответственности органов государственной власти, местного самоуправления и недропользователей.

 

Правозащитный центр “Граждане против коррупции” также отмечает, что:

 - проект закона «О недрах», с экономической точки зрения имеет как общереспубликанское, так и стратегическое значение, так как касается природного богатства народа Кыргызстана и страны, закрепленное в Конституции.

- действующие Законы “О нефти и газе”, “Об угле”, “Об экологической экспертизе”, Земельный кодекс при применении их норм в той или иной степени также основываются на положениях закона «О недрах».

В то же время, в проекте совсем не затрагивается вопрос, будут ли внесены изменения и дополнения в вышеуказанные смежные законы.

- Проект закона “О недрах” также показывает, что он затрагивает интересы граждан, закрепленные Конституции Кыргызской Республики о том, что “Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса … являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана”, т.е. недра являются богатством народа, граждан Кыргызстана., а также содержит нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность граждан и юридических лиц, работающих в горнодобывающей отрасли через проведение аукционов, конкурсов и т.д.

- проект закона также затрагивает экологическую безопасность не только регионов, где могут функционировать горнодобывающие производства, как правило на больших высотах, но и экологическую безопасность всего Кыргызстана, так как именно высоко в горах расположена мировая водообразуюшая среда республики(ледники, озера, реки и т.д.), имеющее жизненное значение для всей Центральной Азии.

Поэтому прежде чем принять данный закон надо в обязательном порядке необходимо выполнить все предусмотренные нормативными правовыми актами процедуры, имея в виду процедуры разработки, процедуры обсуждений и процедуры принятия, изложенные в Законе Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».

Местные государственные администрации, местное самоуправление и местное население также не должны оставаться вне формата обсуждений данного проекта закона, так как недра расположены в регионах.

В связи с этим необходимо отметить, что ссылка о помещении проекта закона на соответствующих сайтах не является показателем о гарантированном участии граждан в обсуждениях проекта закона в регионах. Другие форматы обсуждений проекта закона в Справке-обосновании не приводятся.

-  В проекте закона отсутствует норма о компетенции Жогорку Кенеша. Эту норму необходимо ввести, исходя из следующих соображений:

Во-первых, при обсуждении в Парламенте данного законопроекта на законодателя ложится особая ответственность, так как он принимая закон, берет на себя ответственность в осуществлении контроля за исполнением данного закона, в управления природными ресурсами Кыргызстана.

Во-вторых, после принятии закона, при надлежащем контроле законодателя за исполнением закона исполнительной властью, несомненно, уменьшатся потенциальные риски в управлении недрами страны. Это, в свою очередь, усилит прозрачность и подотчетность организаций, работающих в области использования недр.

 

 Проект закона не лишен определенных недостатков, а именно:

- Не соответствует открытости, доступности и порядок представления прав пользования недрами путем прямых переговоров. Здесь должен действовать принцип отсутствия непосредственного контакта заявителя и органа, принимаемого решение. Данный вопрос должен решаться только на основании представленных документов(Статья 25), т.е. доработать принцип “единого окна” до конца.

- В статье 4 законопроекта количество терминов, используемых в проекте закона, слишком громоздка, и затрудняют восприятие закона. Так, если в действующем законе «О недрах» количество этих терминов 32, то в проекте закона их более 50. Понять их и осмыслить очень затруднительно. Поэтому одним из путей их сокращения является исключение дублирования терминов, содержащиеся в других законах. Например, термины, «роялти», «бонус» содержатся в Налоговом кодексе, а термин «третьи лица», «сервитут» в гражданском законодательстве. Другой путь сокращения терминов – это их группировка не в алфавитном порядке, а их объединение по назначению(специальные термины, термины, используемые в процессе лицензирования и о субъектах лицензирования, касающиеся недр и недропользования, земельного отвода, земельного участка и.т.д.).

Проект закона называется «О недрах», в связи с этим термины «Недра» и связанные с ним понятия, такие как «пользование недрами», «недропользователь» необходимо вывести на первый план статьи 4 законопроекта. Это будет точно отражать предмет регулирования закона и способствовать цельному и логически выстроенному восприятию закона и его назначения.

Правозащитный центр
«Граждане против коррупции»

г. Бишкек, 8 июня 2012 год

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*